УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ ОБРАЗОВАНИЕ - ВЫСШЕЕ, КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - 2001 ГОД стаж работы 14 лет НАГРАЖДЕНА ПОЧЕТНОЙ ГРАМОТОЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Практическая работа
При изучении в 11 классе темы «Мы
изучаем Индию», учебник В.П.Максаковского «Экономическая и социальная география
мира», мной предлагалось выполнение
следующей практической работы: «Краткая географическая характеристика
территории Индии с использованием метода наложения географических карт».При выполнении данной работы мной были
поставлены следующие образовательные цели:
Первый уровень:
a)Сформировать представление о стране, обобщить знания о
населении, природных
ресурсах и экономике Индии.
b)Отметить
неиспользованный экономический и политический потенциал страны.
Второй уровень:
a)Продолжить работу по формированию умения составлять
характеристику на основе использования метода наложения карт, используя
взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми и т.д.
b)Продолжить работу по выявлению причинно-следственных,
пространственных связей между объектами изучения.
Содержание работы:
По физической карте учащиеся могут составить описание рельефа Индии, актуализировать
знания и определить:
- размещение
горных систем на территории Индии, типах гор;
-
географическое положение равнин;
- размещение
водных объектов страны;
- разнообразие
природных ресурсов страны и определить положение месторождений полезных
ископаемых.
По карте плотности населения учащиеся могут определить:
- главные
полосы расселения, влияние рельефа на размещение населения;
- выявление
причин неравномерного размещения населения Индии.
По тектонической карте ученики могут установить следующее:
- взаимосвязи
между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами
По экономической карте можно определить:
- основные
центры размещения отраслей промышленности, сельского хозяйства, основные направления хозяйственной
деятельности населения Индии.
По климатической карте можно определить:
- в каких климатических
поясах размещена Индия, сравнить климатические условияпроживания населения Индии.
Сопоставив тектоническую и
физическую карты, ученики закрепляют знания о связи между тектоническим
строением, рельефом и полезными ископаемыми.
Сопоставив физическую карту с картой плотности
населения учащиеся могут определить, что пределыглавной полосырасселенияограничиваются горными областями, а так же привести примеры влияния
рельефа на размещения населения.
Источник знаний, на основе
которых выполняется работа: атлас по географии для 7-го и 10-го
классов.
Способы познавательной
деятельности учащихся:
- описание, в том числе
сравнительное описание;
- аналитически-синтетические (анализ, характеристика, обобщение и
установление связей).
Задания учащимся:
Цель: На основе использования метода наложения
географических карт различного типа,
дать географическую характеристику территории Индии.
Оборудование: карты атласа.
Ход работы:
Используя метод наложения
географических карт различного вида, дайте
краткую географическую характеристику территории Индии.
Полученные данные запишите в таблицу.
На основе анализа
карт установите причинно-следственные связи.