
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
ОБРАЗОВАНИЕ - ВЫСШЕЕ,
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ - 2001 ГОД
стаж работы 14 лет
НАГРАЖДЕНА ПОЧЕТНОЙ ГРАМОТОЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Практическая работа
При изучении в 11 классе темы «Мы
изучаем Индию», учебник В.П.Максаковского «Экономическая и социальная география
мира», мной предлагалось выполнение
следующей практической работы: «Краткая географическая характеристика
территории Индии с использованием метода наложения географических карт». При выполнении данной работы мной были
поставлены следующие образовательные цели:
Первый уровень:
a) Сформировать представление о стране, обобщить знания о
населении, природных
ресурсах и экономике Индии.
b) Отметить неиспользованный экономический и политический потенциал страны.
Второй уровень:
a) Продолжить работу по формированию умения составлять характеристику на основе использования метода наложения карт, используя взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми и т.д.
b) Продолжить работу по выявлению причинно-следственных, пространственных связей между объектами изучения.
Содержание работы:
По физической карте учащиеся могут составить описание рельефа Индии, актуализировать знания и определить:
- размещение горных систем на территории Индии, типах гор;
- географическое положение равнин;
- размещение водных объектов страны;
- разнообразие природных ресурсов страны и определить положение месторождений полезных ископаемых.
По карте плотности населения учащиеся могут определить:
- главные полосы расселения, влияние рельефа на размещение населения;
- выявление причин неравномерного размещения населения Индии.
По тектонической карте ученики могут установить следующее:
- взаимосвязи между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами
По экономической карте можно определить:
- основные
центры размещения отраслей промышленности, сельского хозяйства, основные направления хозяйственной
деятельности населения Индии.
По климатической карте можно определить:
- в каких климатических поясах размещена Индия, сравнить климатические условия проживания населения Индии.
Сопоставив тектоническую и физическую карты, ученики закрепляют знания о связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.
Сопоставив физическую карту с картой плотности населения учащиеся могут определить, что пределы главной полосы расселения ограничиваются горными областями, а так же привести примеры влияния рельефа на размещения населения.
Источник знаний, на основе которых выполняется работа: атлас по географии для 7-го и 10-го классов.
Способы познавательной
деятельности учащихся:
- описание, в том числе сравнительное описание;
- аналитически-синтетические (анализ, характеристика, обобщение и установление связей).
Задания учащимся:
Цель: На основе использования метода наложения географических карт различного типа, дать географическую характеристику территории Индии.
Оборудование: карты атласа.
Ход работы:
Используя метод наложения географических карт различного вида, дайте краткую географическую характеристику территории Индии.
Полученные данные запишите в таблицу.
На основе анализа
карт установите причинно-следственные связи.
Последовательность наложения карт |
Краткая географическая характеристика |
|
Физическая карта |
Карта плотности населения |
|
Тектоническая карта |
|
|
Климатическая карта |
Экономическая |
|