Взаимоотношения родителей и школы — эта тема актуальна всегда, какие
бы перемены не происходили в мире вокруг и непосредственно в сфере
школьного образования. Однако со временем меняется представление о том,
как именно должны взаимодействовать семья и ближайшее окружение ребенка
и его учителя. Старшее поколение помнит те годы, когда ответственность
за воспитание по официально утвержденным нормам возлагалась, в первую
очередь, на школу. Переменить привычные условия и формы жизни непросто,
тем более — отказаться от них. Тем не менее, важно помнить, что эти
условия и формы имеют свое логическое объяснение, поскольку все с
чего-то когда-то начинается. Так школа прежнего времени стала
преемником школ послереволюционных лет, когда большинство родителей по
условиям жизни и классу, который они представляли, были далеки от
проблем воспитания. Тогда, действительно, их роль школа брала на себя и
во многом послужила тому, что ученики не только получали знания, но и
формировались как личности под руководством учителей и наставников. Это
время прошло, изменился и взгляд общества на взаимодействие школы и
семьи.
Главным, принципиальным в процессе воспитания и формирования
личности ребенка является семья. В первую очередь — родители. Помощь,
поддержка, забота о здоровье, защите прав и будущем детей составляет их
ответственность, находится в их ведении и понимании.
Родителям исключительно важно понимать: и помощь, и поддержка, и
защита прав ребенка в равной степени относится и к присутствию ребенка
в школе, и к тому, как проходит его жизнь в ней. Школа — не противник
семьи, а ее помощник. Что же могут и должны делать родители, которые
это осознают? Совместно со школой решать задачи воспитания, а не
бороться со школой. Стараться понять, из чего исходят учителя, уделяя
внимание тем или иным проявлениям ребенка. В то же время быть открытыми
по отношению к учителям. Уметь облегчить им задачу, понимая, что
индивидуальные семейные отношения, привычки и традиции — книга за семью
печатями для стороннего человека. Ведь учитель не ясновидящий, чтобы
ломать голову, догадываясь о том, почему ребенок имеет те или иные
конкретные представления о жизни и поведении.
Школьник любого возраста подвержен влиянию в буквальном смысле со
всех сторон. Семья, друзья, недруги, ровесники, сверстники и соперники,
преподаватели на дополнительных, внешкольных занятиях, СМИ, школа — и
отовсюду полноводные реки, если не моря информации. А дискуссия о том,
кто и в какой мере несет ответственность за то, кто получается из
ребенка, тем не менее, происходит только между родителями и школой. И
это вполне объяснимо: влияние семьи потому первично, что оно основано
на эмоциональных отношениях всех, кто ее составляет, на их
сосуществовании в быту и любой деятельности, которую можно назвать
семейной. Школа и учителя, в первую очередь — источник знаний и уже во
вторую очередь — учебное заведение это то место, где складываются
отношения ребенка с другими людьми, взрослыми и ровесниками. Одно не
противоречит другому. Одно не замещает другое. И существовать одно без
другого не может. Для развития ребенка важно, чтобы родители и школа не
конкурировали, а сотрудничали. Только тогда его воспитание и
образование станут не ареной конфликта, а источником радости и
спокойствия.